Фрагмент для ознакомления
2
Как видно из рис. 1, совокупные расходы на продажу предприятия складываются из затратоемкости реализации самой продукции и общих затрат, которые несет предприятие по организации процесса продвижения продукции и ее реализации на рынке.
Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на затратоемкость реализации продукции, так и на уровень расходов, связанных с организацией процесса продвижения продукции на рынке и ее реализации.
Затратоемкость реализации продукции зависит от вида потребительских свойств качества самой продукции, уровня ее конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).
К факторам прямого воздействия относятся: объем и структура товарооборота; увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее или более затратоемких видов продукции; мощность предприятия и вместимость его складских помещений; рациональное использование всех видов ресурсов; транспортировка (вид транспорта, километраж); затраты на управление заказами и др. [3, с.104]
Так, например, складской оптовый товарооборот, как правило, сопровождается большим объемом затрат, чем транзитный. В связи с этим одним из путей снижения издержек для многих оптовых предприятий становится увеличение в составе оптового товарооборота удельного веса транзитного (несмотря на то, что высокий уровень складского товарооборота свидетельствует о высоком качестве обслуживания заказчиков) [10, с.18-19].
Тенденция роста расходов на продажу продукции, зафиксированная в последние годы, особенно в сопоставимом виде, сохраняется, что обусловлено ориентацией торгового обслуживания на мировые достижения по уровню обслуживания клиентов. Как известно, высокий уровень расходов на продажу продукции обусловлен конкуренцией, однако он имеет свои пределы, после чего происходит его стабилизация и снижение [12, с.99].
2. Цель, задачи и информационная база анализа расходов на продажу продукции
Абсолютная величина и уровень расходов на продажу продукции в значительной степени определяют финансовые результаты предприятия. Поэтому анализ расходов на продажу продукции имеет большое значение и является неотъемлемым элементом управления сбытовой деятельностью предприятия.
Целью анализа расходов на продажу продукции является выявление путей снижения суммы расходов и их уровня в выручке предприятия.
Задачи анализа:
систематический и оперативный контроль за размером расходов на продажу продукции;
определение влияния факторов на сумму и уровень расходов на продажу продукции;
поиск резервов снижения уровня расходов на продажу продукции в выручке и разработка мероприятий по их использованию [9, с.77].
Под системой показателей расходов на продажу продукции понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
В экономической работе применяется множество показателей расходов на продажу продукции, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Среди важнейших показателей выделяются следующие группы расходов на продажу продукции:
абсолютные показатели (сумма расходов на продажу продукции);
относительные показатели (доля расходов на продажу продукции в общей сумме расходов предприятия или в выручке предприятия);
структурные показатели (структура расходов на продажу продукции по элементам затрат или статьям калькуляции, по видам продукции);
предельные показатели (лимит суммы расходов на продажу продукции, например, 1% от выручки);
индексные показатели (темп прироста расходов на продажу продукции по отношению к прошлому года или планируемому периоду).
Состав расходов на продажу продукции, как правило, зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг. [11, с.54].
В составе расходов на продажу продукции выделяются:
1. Расходы организации, непосредственно связанные с торговой деятельностью, которые не подлежат лимитированию и в полном объеме относятся на издержки обращения.
2. Лимитируемые расходы, связанные с торговой деятельностью, которые полностью относятся на издержки обращения, но при расчете налога на прибыль подлежат корректировке в пределах лимитов, норм и нормативов.
В состав лимитируемых расходов включаются следующие виды расходов:
компенсация за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;
представительские расходы, направленные на ведение коммерческой деятельности торговой организации;
расходы на обучение по договорам с учебными заведениями, подготовкой и повышением квалификации кадров;
расходы на закупку тары и упаковку изделий на складах готовой продукции;
расходы по транспортировке (доставке) продукции до потребителя;
расходы на погрузочно-разгрузочные работы;
комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям;
затраты на рекламу и другие расходы, обусловленные реализацией продукции;
расходы на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов [10, с.114].
В торговых организациях расходы на продажу продукции группируются по статьям типовой номенклатуры:
1. Транспортные расходы;
2. Расходы на оплату труда;
3. Отчисления на социальные нужды;
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
5. Амортизация основных средств;
6. Расходы на ремонт основных средств;
7. Расходы на санитарную и специальную одежду;
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию, водоснабжение;
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
10. Расходы на рекламу;
11. Расходы на тару;
12. Прочие расходы. [4, с.98].
Пример структуры расходов на продажу торговой организации приведен на рис. 2.
Рисунок 2 – Структура расходов на продажу в торговой организации
В данном случае, как видно из диаграммы на рис. 2, преобладающее значение в общей сумме занимают расходы по аренде, а также транспортные расходы по доставке товаров от поставщиков, доля которых составила 27% как по аренде, так и по транспортным расходам. Значительные затраты на транспортные расходы связаны с необходимостью использования автотранспорта как для доставки товаров до склада предприятия, так и для доставки товаров покупателям, сделавшим заказ на определенную сумму. Однако при этом отсутствие собственного транспорта и выплата компенсаций за использование личного транспорта водителей обеспечивает низкий уровень затрат на него, у других предприятий они значительны в связи с необходимостью уплаты транспортного налога, страхования (ОСАГО), ежегодного технического осмотра и технического обслуживания. Безусловно, что последние издержки явно завышают транспортные расходы. Также достаточно велика доля расходов по оплате труда, которая составила 22% от суммарных коммерческих расходов (расходов на продажу товаров) торгового предприятия.
Расходы на продажу продукции могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем расходов на продажу продукции, выраженным в процентах к выручке предприятия или к выручке от реализации определенного вида продукции.
Основными источниками информации для анализа расходов на продажу продукции являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, первичные и сводные документы по учету реализации продукции и расходов, связанных с реализацией [2, с.64].
3. Методика анализа расходов на продажу продукции
Основным методом экономического анализа расходов на продажу продукции является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической дея¬тельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2014. – 337 с.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2013. – 321 с.
3. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 245 с.
4. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 356 с.
5. Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Юнити-Дана, 2013. – 456 с.
6. Мельник М.В., Бердников В.В. Анализ и контроль в коммерческой организации. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2013. – 560 с.
7. Рыбин В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. М.: Издательство «КноРус», 2012. – 224 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2013. – 342 с.
9. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 296 с.
10. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности – М.: Финансы и статистика, 2012. – 546 с.
11. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений – Ростов н/Дону: Феникс, 2014. – 113 с.
12. Шелгунов И.Н. Экономика предприятия и организации: Учебник / Под ред. И.Н. Шелгунова. – М.: Юристъ, 2014. – 563 с.